Одним из ключевых показателей эффективной организации перевозки грузов является оборот вагонов. Нормативный оборот вагона — это величина, формирующая ставку за вагон. Если фактически грузоотправитель использует вагон дольше, а платит за нормативное количество дней, то естественно снижение доходности вагонов, а при системном превышении фактического оборота над нормативным снижается годовая доходность всего вагонного парка, что ведет к невозможности финансирования расходов на ремонт и обновление вагонов.
Особенно значима роль нормативного оборота в период активных перевозок, когда кроме доходности также важно еще и эффективное использование каждого вагона – его максимальная загрузка. Уборочная кампания 2022-2023 годов сопровождается ажиотажным спросом на вагоны-зерновозы, вызванным желанием грузоотправителей одномоментно вывезти большой объем нового урожая в 3-4 месяца. В числе весомых причин повышенного спроса стало и замедление оборота вагонов. По мнению экспертов потери оборота происходили в основном на начальных и конечных операциях из-за инфраструктурных ограничений как грузоотправителей, так и грузополучателей. При этом анализ показал, что ухудшение оборота вагонов не носит локальный и временный характер, а сохраняется в течении всего года. Так общий оборот зерновозов в 2022 году ухудшился на 4%, в то время как во внутриреспубликанских перевозках этот показатель на 48% превысил нормативный.
Регулярное ухудшение оборота вагонов приводит к необходимости увеличения парка, а значит и росту расходов на приобретение, привлечение и содержание вагонов, поскольку стоимость ремонта и покупка новых вагонов ежегодно растет, опережая инфляцию.
По итогам 2022 года доля АО «Астық Транс» во внутренних перевозках составила 76%. В условиях сниженного оборота и роста затрат на техническое обслуживание парка, в указанный период, внутриреспубликанские перевозки сложились для компании убыточными. Прочие экспедиторы и операторы не заинтересованы использовать парк во внутренних перевозках, а ориентированы на высокодоходные экспортные направления.