В условиях сложной ситуации со сбором урожая в новом сезоне, одной из важных задач является эффективное сохранение и реализация зерна конечным покупателям.
Сотрудничество всех участников рынка является основой для сложного логистического процесса. К сожалению, в последние годы наблюдается замедление процесса движения по сети АО «НК «КТЖ» и других ж/д администраций соседних стран. В условиях, когда тенденции мирового товарооборота стремятся к сокращению времени в пути, у нас не исполняются даже нормативы прошлого века.
Так, средняя скорость движения в 2022 году в экспортных направлениях составила 148 км/сут., а в 2023 году всего 129 км/сут. при нормативе 200 км/сут. При этом в 4 квартале 2022 г. и 1 квартале 2023 г. осуществлялась массовая маршрутизация экспортных перевозок, что позволило ускорить движение вагонов.
Внутренние перевозки осуществлялись со скоростью 155 км/сут. в 2022 году, и 153 км/сут. в 2023 г. при нормативе 330 км/сут.
Сокращение погрузки в сентябре, приведет к отложенному спросу и накоплению остатков зерна, которые необходимо перевезти в октябре. Учитывая, что Перевозчик использует имеющиеся возможности не на полную мощность, есть риски неполного согласования планов грузоотправителей. Возможное дробление планов в разрезе клиентов приведет к невозможности формирования маршрутных отправок. Большое количество не маршрутизированных потоков приведет к замедлению всего процесса движения на сети для всех экспедиторов зерновозов, поэтому можно предполагать увеличение оборота вагонов.
Дополнительное увеличение оборота вагонов, ведет к убыткам для операторов вагонов, поскольку количество суток, которые оплачивается Клиентом рассчитывается исходя из нормативного оборота 330 и 200 км/сут.
Таким образом, встает вопрос либо справедливого подхода оплаты по факту перерасхода «расчетного рабочего времени» движения вагона, либо повышения тарифов?