Каждый год производители зерна, трейдеры и перевозчики ожидают новый сезон сбора урожая. Пережив прошлый сложный сезон, надеялись на активизацию деятельности и активные перевозки.
Однако каждый год имеет свои особенности. В этом году мы видим значительное сокращение географии перевозок и увеличение нагрузок на уже существующие направления.
Высокие внутренние цены на ячмень и проблемы с платежами практически сделали невозможными перевозки в Иран, но появился спрос со стороны Китая. Сможет ли Китай заменить нам спрос с Ирана? Напомним, экспорт ячменя в Иран в 2018 году составил 1597 тыс. тонн, в 2019 году 1438 тыс. тонн, в 2020 за 9 месяцев 2020 г. всего 466,5 тыс. тонн, и активизации перевозок не наблюдается.
За 9 месяцев 2020 года перевозки в Китай действительно выросли на 22%, причем выросли именно перевозки в зерновозах. Хопперы перевезли за 9 месяцев 2020 года в 3 раза больше зерна в направлении Китая, и доля их увеличилась с 8% в 2019 году, до 21% за 9 месяцев 2020 года.
По данным таможенной статистики за 9 месяцев 2020 года зерновых и масличных экспортировано 498,6 тыс. тонн, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года показало рост 7%. Разница в росте ЖД перевозок и общего экспорта возможно показывает снижение перевозок автомобильным транспортом.
Что касается ячменя, в 2019 году за 9 месяцев было экспортировано в Китай 13,4 тыс. тонн, в 2020 году уже 107,7 тыс. тонн, рост в 8 раз! Однако это никак не заменит Иран со спросом 1500 тыс. тонн.
Таким образом мы рискуем лишится экспорта почти миллиона тонн ячменя, поскольку разгрузочные ресурсы Китайской Народной Республики достаточно ограничены, и повлиять на этот процесс Казахстан не может.
Заменит ли нам Китай Иран?
Источник: АО «Астық Транс»